Телефон: +7 978 743-09-27 (моб.), E-mail: vitaliyeryomenko7@yandex.ru, Ерёменко Виталий Юрьевич

Поездка на Тарханкут – край тишины, покоя и свободы… - фоторепортаж

картинка  участника Vital

....В середине мая мне удалось снова побывать на Тарханкуте - удивительном месте первозданной, «дикой» красоты, с прозрачным морем цвета аквамарина, белыми «сахарными» известняковыми скалами и обрывами, бескрайним простором степей, на котором мягко стелется ковыль, дельфинами, спины которых видны на лунной дорожке,
потрясающими рассветами и закатами, а энергетика солнца, моря и воды пропитывает тебя бодрящим эликсиром здоровья…. Тарханкут, как живое существо, он живет и чувствует, дышит приливами и отливами, видит глазами чаек в морских просторах, волнуется, когда в шторм прибой разбивает пену волн о его скалы, похожие на изваяния сказочных чудовищ и отдыхает, когда море успокаивается и только легкий бриз колышет траву….
….На симферопольской фотовыставке «Крым. Зима-Весна 2008» в Крымском краеведческом музее, я познакомился с крымским фотографом Анатолием Копейкиным и мы договорились о поездке на Тарханкут на его верном и надежном «москвиче», у которого как говорят в народе «движок от трофейного мессершмитта». К нам присоединился мой друг Костя-художник, и в таком «боевом» мужском составе уехали на три дня с палаткой на Западный Крым - в край цветущих майских степей.
Наш путь к Тарханкуту – самой западной точке Крыма, лежал через Евпаторию и пос. Черноморское. Через три часа мы уже въезжали в пос.Оленевка – ближайшие от мыса Тарханкут населенный пункт, который находится на берегу Караджийской бухты. До 1798г. она называлась Караджи, потом много раз меняла название и почему-то после 1945г. поселок получил название Оленевка, хотя как говорят местные с улыбкой: «Оленей здесь никто не видел».
Время было около 17 часов, у нас было немного лишнего времени, и мы решили заехать в пансионат «Солнечная долина», в котором находится малоизвестное, но очень красивое отреставрированное здание дворянского имения генерала Попова. Я уже был здесь 4 года назад, и было приятно вновь побывать на мини-экскурсии, полюбовавшись интересными архитектурными формами.
Погуляв по пансионату, мы продолжили наш путь на машине к заповедному урочищу Джангуль, которое находится приблизительно в 7 км. от пос.Оленевка. Джангульское оползневое побережье – одно из самых уникальных мест в Крыму – здесь на протяжении 5 км. разбросано огромное количество причудливых нагромождений известняковых скал. Приглядевшись, можно увидеть башни и колонны, пирамиды сказочного города, и его жителей – гномов и животных. На Джангуле к поверхности близко подходят грунтовые воды, и поэтому он остается покрытым сочной зеленью даже жарким летом, когда вокруг располагается выжженная степь.
Мы оставили машину наверху плато, в начале одной из уютных балок, из которой можно спуститься пешком к побережью Джангуля. Взяв только небольшие рюкзачки с запасами воды, мы начали спускаться по балке вниз. Еще немного – и вот, наконец, перед нами предстал Джангуль во всей свое красе – с уютными бухточками, живописными обрывами, одинокими скалами в море, на которых сидели чайки, а под ногами – настоящее буйство майской зелени. Мы начали свою прогулку вдоль побережья, по пути время от времени останавливаясь на небольшую фотосессию. Уже с ее первых минут Джангуль подарил нам приятные сюрпризы - в между обломков заросших плющом скал на несколько секунд показалась хитрая плутовка лиса, а потом всю дорогу мы могли любоваться полетами чаек.
Невообразимое разнообразие форм выветренных скал, образующих самые причудливые формы и сочетания, приятно радовало глаз, а в сочетании с прозрачной изумрудной зеленью воды и мягким закатным светом пейзаж превращался в неповторимое зрелище. Особенно потрясающими выдались последние минуты заката, которые мы встречали возле знаменитой полузатопленной баржи, в конце Джангульского оползневого побережья. Здесь скалы особенно впечатляющи, а в закатных золотых лучах на наших фотоаппаратах рождались настоящие «открыточные» пейзажи.
Полюбовавшись на прощание последними лучами солнца, мы по тропинке выбрались наверх плато, а потом поспешили к машине – время уже подходило к девяти вечера, а нам нужно было еще ставить палатку. Обратный путь к машине запомнился спусками и подъемами по нескольким большим живописным балкам. Их, конечно, можно было обойти, но мы сокращали дорогу, чтобы не петлять в темноте вдоль основной проселочной дороги. Обратный путь занял всего час, но палатку возле машины мы ставили уже при свете фонариков.
Мой друг рассказал мне, где можно найти продажу бу мини экскаваторов.
А вот потом нас ждала, как говорится, «вторая часть Марлезонского балета» (из знаменитой истории про похищенные подвески в фильме «Три мушкетера»). В том смысле, что роскошь простого походного ужина с 50-граммами хорошего коньячка «на брата», в дружеской компании под сверкающим звездным небом, посреди бескрайней степи с запахом цветущего чабреца, с потрясающим видом на мерцающие в лунной дорожке скалы Джангуля не заменит никакую самую дорогую и изысканную королевскую трапезу. А главное, да простят нас жены, мы по настоящему были С-В-О-Б-О-Д-Н-Ы от дома и цивилизации!!!! Да здравствует маленький мужской «Праздник непослушания»! :)))). Ура!
Обычный черный чай, приготовленный на примусе в таких условиях, показался райским напитком… Как говорил волк из известного мультфильма душа говорила «Счас спою!» она рвалась наружу от такого «первобытного» счастья….
…Полюбовавшись звездным небом после замечательного дружеского ужина, мы залезли в спальники и буквально «завалились» спать – ведь было уже начало первого, а мы хотели встать на рассвете около пяти утра.
…Рассвет выдался спокойным и умиротворяющим. Нежное пение птиц в степи пробуждало лучше любого будильника. Я взглянул на часы – «без десяти пять» и «высунул нос» из палатки. А зрелище рассвета стоило этого. Нежно-розовый свет струился над морем, перекликаясь с темной прохладой скал, темно-оранжевая канва горизонта завораживала, огромная балка, которая в которой мы находились, заливалась рассветным мягким светом, а особенно красивыми были подсвеченные розовым обломки скал, одиноко стоящие в море…. Я вышел на обрыв, сделал несколько снимков, посидел, полюбовавшись на рассвет, а потом…. пошел еще немного поспать.
…Следующий «подъем» был уже около 6 утра. Мои спутники сонно протирали глаза (мол, а еще поспать было нельзя?!), но, увидев красоту рассветного Тарханкута, начинали с удовольствием пить из кружки заваренный мной крепкий чай, закусывая его черным шоколадом. Мы быстро собрали палатку, спрятали вещи в машину, и проехали на машине по грунтовой дороге несколько километров, на восток Джангуля, а потом опять отправились гулять по побережью, надеясь поймать фотографическое «счастье».
Утром Джангуль выглядел совершенно по другому – умытый утренней росой, он нехотя терял черноту из неосвещенных обрывов, обращенных к морю, а отражения на воде от известняковых скал в море были особенно красивы и впечатляющи. А особенной прекрасной была прозрачная вода, в изумруде которой красиво смотрелись небольшие колонии водорослей. На скалах в море чайки кормили своих серых птенцов, а мы наблюдали, расположившись на берегу, за этой идиллией.
Когда солнышко пригрело посильнее, и стало жарковато, мы решили открыть купальный сезон, и хоть вода была еще довольно прохладная (градусов 15оС), это нас не остановило. Уютный «карманный» пляж в небольшой бухточке стал нашим местом отдыха на ближайшие часы, где мы с удовольствием загорали. Если бы на этом пляже было бы еще парочка пальм - было бы полное «Баунти» из рекламного ролика. :)))
Потом немного «утомленные солнцем» мы опять вышли по тропинке на плато над Джангулем к машине. Поставили палатку и переждали полуденное солнце в тени (а в эти майские дни в Крыму было довольно жарко – до +28оС).
…Часам к четырем вечера мы немного отдохнули и выспались. Собрав вещи, отправились на машине в другое удивительное и «поэтическое» место Тарханкута – побережье Атлеш. Его огромные скалы, украшенные множество гротов, арок и туннелей, с живописными обрывами в разное время привлекали режиссеров различных фильмов. Здесь снимали «Человек-амфибия», «Пираты ХХ века», «Репортаж из бездны» и многие другие. Одними из самых посещаемых на Атлеше являются мысы Большой и Малый Атлеш, с живописными сквозными пещерами. Также популярны «Чаша любви», бывший «Дельфинарий», Тарханкутский маяк, построенный в 1816г.(!), высотой 42 м.
А какой сказочный и неповторимый подводный мир Тарханкута! Недаром об его великолепии рассказывал Ю.Сенкевич в передачах "Клуб путешественников". Для поклонников дайвинга эти места – подводный рай, и Тарханкут пользуется большой популярностью не только у дайвингистов из стран СНГ, но и у подводников из стран центральной и западной Европы. В пос.Оленевка создано несколько крупных дайвинг-клубов, оказывающих услуги профессионалам и новичкам.
Мы подъехали к пос.Оленевка, а уже через пару километров нас уже ждал Атлеш. Неподалеку от Тарханкутского маяка оставили машину, и достали два велосипеда, которые привезли с собой. Я взял с собой небольшой 9-ти килограммовый складной алюминиевый (который купил недавно именно для таких путешествий), а фотограф Толик – большой 26-дюймовый «внедорожник» с амортизатором. Костя, любитель пешеходных прогулок по горному Крыму, предпочел передвигаться пешком.
Потом в прогулочном темпе поехали на велосипедах вдоль Атлеша по направлению к мысу «Малый Атлеш», останавливаясь на фотосессии….
…Солнце клонилось к закату, и белые известняковые скалы Атлеша потихоньку окрашивались в нежно-желтые тона. На мысе Большой Атлеш (где с давних времен находится рыболовецкая артель) мы спешились и, оставив велосипеды у сторожа, спустились прямо к воде, чтобы сфотографировать знаменитую арку на краю мыса. Еще полчаса неспешного путешествия – и вот мы уже стоим на обрыве перед красивейшим мысом Малый Атлеш, с сквозным туннелем. Солнце вот-вот сядет за горизонт и скалы начанают окрашиваться к вечеру в розовые тона….
Костя решил подождать на мысе, а мы на велосипедах поехали, а вернее, помчались (дорога практически все время вела на спуск), к машине, которую мы оставили возле маяка. Это было просто суперски!!!! Километров 7 мы ехали по пересеченной местности, по грунтовой дороге, подпрыгивая на небольших камнях, почти в «байкерском» стиле, навстречу красивейшему мягкому закату с перистыми облаками, среди цветущей степи и ароматов цветов и морских запахов…. Минут через 20 мы уже подъезжали к машине, погрузили велосипеды и поехали к месту ночевки – на мыс Малый Атлеш, где нас ждал Костя, наблюдавший все это время восход полной луны над морем. Мы поставили палатку и устроили Вторую Величайшую Трапезу во время полнолуния за эту поездку с видом на море и загадочно темнеющий Атлеш….
…Спать легли уже заполночь (такая роскошная обстановка располагала к неспешной беседе). Утро выдалось туманным и томно-прохладным, палатка вся покрылась мелкими капельками росы. Я с Костей решил прогуляться по побережью, а Толик решил еще немного поспать (ему еще нужно потом долго вести машину). Мы часа полтора гуляли по берегу моря, наслаждаясь умиротворенностью и тишиной. Потом мы вернулись к машине, Толик к этому времени отлично выспался и радостно встрепенулся, когда вслух прозвучала мысль о завтраке.
….Завтрак на траве, когда ….. обрывы Тарханкута напоминали сюрреалистические картины в мягких тонах, обрывки тумана проплывали над нашей палаткой, а мы сидели на краю обрыва с чашками чая с в руках, прощаясь с этим удивительными местами, …..запомнится наполнится надолго. Легендарный Тарханкут проник в наши души и покорил навсегда, оставляя в сердце и в душе сладкие воспоминания тишины, покоя и свободы….
…Отдохнувшие и довольные этим прекрасным путешествием, мы собрали вещи, палатку, сказали Тарханкуту «До свидания» и отправились в обратный путь в Симферополь.
По дороге мы заехали в пос.Черноморское, где находится интересный памятник истории и культуры – древнегреческий Калос-Лимен (Прекрасная Гавань), существовавший в IV-III веках до н.э. Он упоминался в описаниях граждан Херсонеса, а также многими античными авторами. Пообщавшись с археологами, ведущими здесь раскопки и научную работу, мы погуляли по берегу «Прекрасной Гавани» у пос.Черноморского, берега которой время от времени скрывались в клочьях тумана, добавляя пейзажу глубины и загадочности.
….А мне особенно приятно было осознавать, что это уже 145 уникальное место в Крыму, которое я посетил за последние годы.
Пополнив багаж свежих впечатлений в Черноморском, мы сели в гостеприимный «москвич» Толика и поехали домой из мест, которых совсем не хотелось уезжать….